РИСОВАНИЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

История развития черчения
Геометрические построения
Проекционное изображение
Виды, сечения и разрезы на чертежах
Машиностроительные чертежи
Эскизы деталей
Сборочные чертежи
Строительные чертежи
Архитектурные чертежи
Чертежи строительных конструкций
Инженерные чертежи
Чертежи строительных генеральных планов
Графическое оформление чертежей
Билеты по истории искусства
Архитектура Англии
Архитектура Франции
Архитектура Германии
Антуан Жан Гро
Романтизм

ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ

Немецкий романтизм
Филипп Отто Рунге
Эжен Делакруа
Барбизонская школа
Ренуар Пьер Огюст
Баухауз
художники Шлеммер, Пауль Клее, Георг Мухе, Лион Файнингер.
Японское жилище
Архитектура

Архитектура России конца XIX начала XX века

Архитектура и скульптура готики
Архитектура Франция
Франция — родина готических соборов.
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер Пророк Даниил Колодец пророков
Американский дизайн и архитектура
идеи Готфрида Земпера
Влияние современного искусства на дизайн и архитектуру ХХ века
Русский авангард
Авангардизм
Работы Малевича и Лисицкого
объединение “Синий всадник”
Творчество Татлина, Родченко и Степановой
Развитие архитектуры в первые годы Советской власти
 

В практической деятельности квалифицированного рабочегостроителя необходимы навыки рисования. Обучение рисованию развивает зрительную память и пространственное мышление, глазомер и профессиональную наблюдательность. Рисование учит точно и правильно оценивать соотношения размеров предмета и форму сложных пространственных конструкций.

В настоящем разделе изложены основные правила и приемы выполнения технического рисунка и рисунка с натуры, а также приемы отмывки и графического оформления чертежей по декоративнохудожественной отделке зданий.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ

Особенности технического рисунка

Техническим рисунком называют наглядное изображение проектируемого или существующего предмета, выполненное для производственнотехнических целей от руки (без применения чертежных инструментов) в аксонометрических или перспективных проекциях. Построение технического рисунка основано на параллельном проецировании. С помощью технического рисунка закрепляют технические идеи и предложения, кроме того, выявляют объемную форму и устройство предмета.

Технический рисунок, выполняемый на основе аксонометрии, применяют обычно при изображении деталей и узлов строительных конструкций, т. е. сравнительно небольших по размерам предметов. При изображении крупных объектов — архитектурных фрагментов, зданий и их внут

ренних помещений, инженерных сооружений используют технический рисунок, выполняемый по правилам перспективы. Основное требование, которое предъявляется к техническому рисунку,— наглядность. В некоторых случаях технический рисунок с нанесенными размерами может заменить чертеж и служить документом, по которому изготовляют несложные технические детали.

Различают следующие разновидности технического рисунка: с натуры, по чертежу и по памяти.

Технический рисунок отличается от аксонометрических изображений тем, что его выполняют на глаз, от руки н потому значительно быстрее. Кроме того, технический рисунок не требует использования чертежа, вместе с тем в законченном виде с нанесенной штриховкой и тенями он в некоторых случаях оказывается более наглядным, чем аксонометрическое изображение.

Рисование плоских фигур

Приемы построения и выполнения технического рисунка строительных деталей и узлов конструкций основываются на правилах выполнения аксонометрических изображений (см. гл. V). Несмотря на то что технические рисунки выполняют от руки и в глазомерном масштабе, применение правил аксонометрии дает возможность правильно передать на рисунке сложные сочетания геометрических форм, строить линии их пересечения и разрезы без использования инструментов и чертежей изображаемой детали.

Рисование углов и аксонометрических осей. Прежде чем приступить к выполнению технического рисунка детали, необхо

 

Рис. 226. Рисование углов 30, 60 и 45°

днмо научиться проводить параллельные прямые линии, делить нх на части, строить углы н плоские фигуры. Для развития глазомера и графических навыков полезно предварительно проделать следующие упражнения.

Провести дветрн параллельные линии — горизонтальные, вертикальные, наклонные н разделить их последовательно на две, четыре н восемь частей.

Нарисовать углы 30, 45, 60, 90° по их тангенсам, которые соответственно равны 3/5; 1/1; 5/3 (рис. 226).

Нарисовать аксонометрические осн прямоугольной изометрии (рис. 227, а). Для этого через начало координат проведем горизонтальную прямую, иа которой по одну сторону от начала координат отложим пять единиц; из  полученной точки

проведем вертикальную прямую н отложим трн единицы. Полученные отрезки перенесем на противоположную относительно осн OZ сторону. Через построенные точки проведем осн ОХ н OY. Буквенные обозначения осей наносить не следует.

Нарисовать аксонометрические осн прямоугольной диметрнн (рнс. 227,6). Для этого на горизонтали по обе стороны от начала координат отложим равные отрезки, через которые проведем вертикальные прямые. Одни из горизонтальных отрезков последовательно разделим на две, четыре н восемь частей; семь частей перенесем на правый вертикальный отрезок, одну часть — на левый. Через полученные точки проведем осн OX, OY.

Нарисовать аксонометрические оси фронтальной аксонометрии (рис. 227, в). Построение осей понятно нз чертежа.

Равносторонний треугольник. Для построения равностороннего треугольника (рнс. 228, а) на прямой линнн отложим отрезок, равный стороне треугольника. Затем разделим его пополам и в полученной точке О восставляем перпендикуляр. Половину стороны основания делим на трн равные части; на высоте (перпендикуля

4

Рис. 227. Рисование аксонометрических осей: а — в прямоугольной изометрии, б — в прямоугольной диметрин, в — в фронтальной диметрии

н изометрии

 

Рис. 228. Рисование равностороннего треугольника:

а — в прямоугольной проекции, б, в — в прямоугольной изометрии, расположенного

соответственно в горизонтальной и вертикальной плоскостях

ре) отложим пять таких частей. Полученные точки на прямых отметим короткими штрихами, через них сначала тонкими линиями проведем стороны треугольника, а после проверки правильности рисунка обведем линиями нормальной толщины.

При рисовании плоских фигур в аксонометрическом изображении используют метод координат, прн котором вдоль аксонометрических осей откладывают соответствующие координаты точек, принадлежащих заданной плоской фигуре. Выполнение аксонометрического рисунка начинают с нанесения аксонометрических осей (рис. 228, б, е). Дальнейшие построения аналогичны вышеописанным. Всю разметку отрезков, нанесение единиц измерения производят по аксонометрическим осям нлн по линиям, нм параллельным. Аксонометрические оси н вспомогательные лнннн рисунка не стирают. Основные лнннн контура плоской фигуры обводят линиями нормальной толщины.

Правильный шестиугольник. Для построения правильного шестиугольника (рнс. 229, а) проведем оси координат ОХ н OY. Построим горизонтальную ось

шестиугольника и разделим ее на четыре равные части. Затем построим угол 60°, используя соотношение 5 :3. Стороны шестиугольника, параллельные осн ОХ, расположены от нее на расстоянии пяти единиц. Их длина равна половине горизонтальной оси шестиугольника. Полученные вершины соединим прямыми отрезками.

На рнс. 229, б, в выполнено построение прямоугольных иэометрии и днметрии горизонтального шестиугольника. В прямоугольной днметрии единицы измерений по оси OY сокращаются вдвое, поэтому можно отложить не пять сокращенных вдвое единиц, а две с половиной единицы. Аксонометрические осн н вспомогательные лнннн рисуют тонкими линиями. Основные лнннн контура фигуры прорисовывают линией нормальной толщины.

Окружность. Рисуя окружность (рис. 230, а), сначала проведем горизонтальный н вертикальный диаметры. Затем рисуем окружность тонкой линией, проводя ее через концы диаметров. Уточним рисунок и обведем его. Можно нарисовать квадрат, а затем вписать в него окружность.

Рис. 229. Рисование правильного шестиугольника: в прямоугольной проекции, б — в прямоугольной иэометрии, в — в прямоугольной

диметрии

Рис. 230. Рисование окружности: прямоугольной проекции, б — в прямоугольной иэометрии, в

На рнс. 230, б, в приведены рисунки окружности в прямоугольных нзометрии н диметрнн. Сначала построим аксонометрические осн, на осях отложим половину диаметра (в днметрнн по осн OY она сокращается вдвое). Параллельно осям проведем стороны описанного квадрата (ромб и параллелограмм). В диметрии через начало координат проведем горизонтальную прямую — направление большой оси эллипса. Отметим концы осей эллипсов, выдерживая соотношение размеров осей (в прямоугольной изометрии оно составляет 3:5, а в диметрии — 1:3). Затем рисуем эллипс тонкой линией, проводя ее через точки касания кривой к серединам сторон.

Уточним рисунок и затем обведем утолщенной линией.

Рисование геометрических тел Производственные детали и узлы строительных конструкций всегда можно мысленно расчленить на составляющие их элементы, которые состоят из основных геометрических тел — параллелепипедов и призм, цилиндрических и конических форм. Поэтому правильное их изображение в техническом рисунке имеет важное значение.

Светотень и штриховка теней Светотень. Форма предмета воспринимается правильно, когда предмет освещен и иа его поверхности образуется светотень. Распределение света на поверхности предмета зависит не только от его формы, но и от направления лучей света. Различают следующие элементы светотени: свет, полутень, тень.

Рисование производственных деталей и узлов строительных конструкций Приступая к выполнению технического рисунка с натуры или по чертежу, необходимо прежде всего изучить форму и устройство изображаемой детали, расчленив ее мысленно на составляющие геометрические формы, определить основные соотношения общих габаритных размеров

Общие сведения о рисовании с натуры Рисунок — это изображение объемных предметов в наглядном виде по правилам перспективы, т. е. такими, какими мы их видим в реальных условиях. В этом заключается основное отличие рисунка от чертежа, в котором единое отображение предмета расчленено на дветри его проекции.

Организация рабочего места и приемы рисования Начиная работу над рисунком с натуры, принимают во внимание освещение не только модели, но и самого рисунка. Источник света должен находиться слева сверху. Бумагу прикалывают кнопками к гладкой доске, которую устанавливают почти вертикально. Доску с бумагой располагают прямо перед рисующим, на линии между глазом и натурой так, чтобы не заслонять последнюю.

Рисование с натуры начинают с несложных работ, выбирая для этого модели простой геометрической формы — куб, призму, цилиндр. При рисовании правильных геометрических тел легче обнаружить и исправить ошибки. Прежде чем приступить к работе, внимательно изучают форму модели и ее строение. Необходимо также рассмотреть модель с разных сторон и выбрать наиболее выразительный поворот и ракурс.

Рисование орнамента, строительных и архитектурных деталей Архитектурностроительные детали ти элементы зданий, в том числе классические архитектурные формы — карнизы, капители, фризы, орнаменты, различные лепные украшения, встречаются как при реставрационных работах по восстановлению памятников архитектуры, так и в процессе строительства и отделки современных зданий.

Рисование архитектурных сооружений н внутреннего вида зданий При рисовании крупных пространственных объектов — архитектурных сооружений и интерьеров зданий — большое значение имеет выбор точки зрения н применение перспективных построений. Глубинность пространства на рисунке выражают графическими средствами: правильной передачей перспективных сокращений и воздушной перспективы; передний план прорисовывают в деталях обстоятельно и четко, дальние планы —более обобщенно.

Основные изобразительные задачи и приемы графического оформления чертежей Архитектурностроительная графика включает в себя графические средства и приемы, с помощью которых проектируемые здания и сооружения изображаются на плоскости. Рабочие чертежи, выполняемые в линейной графике, являются основными проектными документами.

Светотень. Наряду с линейной и воздушной перспективой светотень — одно из важнейших средств передачи на чертеже формы предмета, пространства и глубины

Графическое оформление эскизов и чертежей по декоративнохудожественной отделке зданий Эскизы и чертежи по декоративнохудожественной отделке зданий, носящие прикладной характер, выполняют как в процессе архитектурного проектирования будущего здания, так .и. при реставрационных работах. Их основное назначенце — наглядно изобразить характер архитектурной обработки здания и художественного оформления интерьера, а также показать технические приемы выполнения отдельных видов работ.

На главную