Билет 1. 19 век. Общая характеристика.
-новая эпоха, насыщенная социальными движениями и конфликтами. напряженные
духовные искания. Начало и истоки- в последних десятилетиях 18 века,
эпохи «ок. 1800».
-перемены в миросознании людей.
Вернер Хофман назвал его «разорванным столетием».
-архитектура перестает играть определяющую роль в сложении стилеобразующей
тенденции.
-значительное обособление путей развития арх-ры и изобразительного
искусства.
-относительное стилистическое единство- начало века. Неоклассицизм.
Отчасти в конце столетия- модерн.
-19 век- расцвет станкового искусства. Особенно живописи и графики.
Зедельмайер назвал 19 век « столетием частной жизни».
-попытки воскресить большой придворный стиль были ( Первая и Вторая
Империя) не слишком успешно.
-поколеблены основы религиозного искусства.( началось еще во время
Просвещения).новая система жизненных и духовных ценностей. Бодлер: «
19 век- время потери веры». Исключения- религиозное возрождение в Германии
и некоторые др. пример». На первый план выходит индивидуальное чувство
веры. ( Фридрих,Рунге. Редон..).
-объединяющая религиозная идея в 19 веке утрачена( это отмечали Бердяев,
Ортега-и-Гассет, Хейзинга,Вейдле..).
-художественная жизнь подвергается сильной коммерциализации. Часто
заказчиком выступают широкие слои общества. Часто с более сниженными
вкусовыми пристрастиями.
-с другой стороны, именно в 19 веке у художников большая свобода творческого
мировосприятия.
-новый тип творческого сознания. Гегель в своих лекциях по эстетике
отметил, что художник раскрепощается становится независимым от традиционных
содержательных и стилистических норм.
- в 19 веке появилось множество концепций и приемов. нет единой стилистической
структуры. Тенденция индивидуализации творческого сознания. Оборотная
сторона: много непонятых художников.
-смена движений в 19 веке: классицизм. Романтизм.реализм. импрессионизм.
Постимпрессионизм.)( иногда, в структуру последнего относят и символизм).
-однако при всей сложности и многообразии идейных и стилистических
устремлений в культуре 19 века можно различить 2 потока.1)официальное
искусство.2)условно говоря, оппозиционное. Именно здесь- все основные
новации. В 19 веке салонно-академическое искусство получило скорее негативную
оценку.
-19 век окончательно снимает эстетические и жанровые ограничения.
2.Архитектура Англии. Первая половина 19 века.
1818-Сент Пэнкрэс Черч в Лондоне. Индивидуальное истолкование античной
Греции. С колоннадой.
Перестройка ряда кварталов и магистралей в Лондоне.
Риджент стрит. Проект Джона Нэша- крупнейшего архитектора начала 19
века в Англии.
1810- утопический проект Оуэна. В Орбистоне пытался организовать фабричный
проселок «Единство».создание рациональных жилищ. Детских Салов клубов.
Не достроили.
Моффан проект озеленения и улучшения жилых кварталов. Не осуществлен.
1849 вышла книга Дж. Бекингема « Национальное и зло и как с ним бороться».в
приложении были эскизы идеального города Викторио.
Проекты фабрично-заводских поселков.текстильная фабрика на реке Эйр
близ Шипли. В Иоркшире.( арх. Локвуд и Моусон)
Много новых инженерных сооружений. Акведуки Телфорда. Нач. 19 века.
Для первой четверти 19 века в Англии характерно увлечение античными
формами. Греческая классика пришла на смену Риму. Вышла книга Стюарта
и Ревета об античном зодчестве.
Крупнейшие арх-ры: Джон НЭШ 1752-1835. широко использовал ионический
ордер. Террасные дворцы на Риджент Парке.
Королевский павильон в Брайтоне. 1815-1821.луковичные купола.подковообразные
арки. Китайские мотивы в интерьерах.
ДЖОН Соун 1753-1837. Английский банк в Лондоне. Простая и ясная композиция.
Роберт Смерк 1780-1867.
Роберт Смерк и Сидней: 1823-1847. Британский музей. Все помещения
сгруппированы вокруг большого внутреннего двора. Прием анфилады. Обычен
для музеев. Попытка объединить весь ансамбль единым мотивом ионической
колоннады. 8 колонный портик в центре.
Смерк и Нэш строят в окрестностях Лондона псевдоготические замки.
Увлекался готикой и Д.Уайт. замок ФОНТХВИЛЛ.
Чарльз Барри. 1840-1867. Парламент. В соавторстве с Пэджином( он поклонник
готики). Мотивы перпендикулярной готики, но с соблюдением симметрии
и ясностью построений. Сторона, выходящая на Темзу-соблюдение симметрии.
Сторона , связанная с Вестминстерским холмом ассиметричная. Часовая
башня и башня Виктории.
Барри: Клуб путешественников. На манер палаццо Пандольфини.
1851. павильон Англии на Всемирной выставке в Лондоне. Проект Пэкстона.первое
крупное здание из железа и стекла.
Кинг кросс стейшн. – 1851 Льюис Кэббит. Пример сплошного остекления.
1851. Читальный зал британского музея.арх . Смерк и Паницци. Огромный
купол. Немногим меньше, чем Пантеон. Его конструктивную основу составляют
радиальные металлические ребра.
Архитектура Франции
Архитектура Германии
Классицизм утвердился здесь позже, чем в Англии и Франции. Пруссия,
Баден и мелкие государства Западной Германии – французское влияние.
Идеи неоклассицизма в Пруссии—в теоретических трудах Кнобельсдорфа и
Крубзациуса. Но в их постройках – черты позднего барокко и рококо.
Антуан Жан Гро (1771-1835).
Почти официальны историографии императора. На него Давид оставит свою
мастерскую. Провозвестник романтизма. Самый преданный ученик Давида.
Рано познакомился с живописью Рубенса.
Романтизм - широкое культурно-художнственное
движение. Объединившее с конца 18 и на протяжении нескольких 20-летий
19 века самые различные сферы духовной жизни. Бодлер «романтизм это
манера чувствовать». Существует множество национальных версий романтизма.
ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ. Расцвет
пейзажа начался на рубеже веков акварели.Александр Козенс. И Козенс-млажший.Френсис
Тауен. Томас Гертин. Джон Кром Старший - глава т.н. нориджской школы
пейзажистов.
Немецкий романтизм.
В Германии романтизм обнаруживает большую концептуальную и формальную
неоднородность, чем в других странах.в отл. от Франции, в Германии не
было революц. традиции. Немецкий романтизм не затрагивает современные
проблемы. Идея свободы тем не менее является одной из основных.
Филипп Отто Рунге (1777-1810)
Родился в Померании. Учился в АХ в Копенгагене (одна из самых либеральных).
Связан с дрезденским романтическим кругом из-за дружбы с Людвигом Тиком.
Стремился постичь первоосновы искусства и жизни, некие первоэлементы,
на которых строится все сущее. Разрабатывал теорию «Шара цветов».
Эжен Делакруа (1798-1863)
Главная тема – изображение исторической драмы, драмы столкновения противоборствующих
сил. Интерес к истории и древностям во всех сферах знания и искусства.
Барбизонская школа Интерес
к природе вызвал на авансцену плеяду мастеров, сделавших п-ж своей главной
темой. Не приняты Салоном. Уезжают из Парижа и селятся в деревенской
глуши. Около 15 художников в Барбизоне, около Фонтенбло: Теодор Руссо
(1812-1867), НАрсис Диас де ла Пенья (1807-1876), Шарль-Франсуа Добиньи
(1817-1878), Жюль Дюпре (1811-1889). Жан-Франсуа Милле – несколько отдельно
от них.
Ренуар Пьер Огюст 1841-1919