Билет 22. Эжен Делакруа (1798-1863)
Главная тема – изображение исторической драмы, драмы столкновения
противоборствующих сил. Интерес к истории и древностям во всех сферах
знания и искусства.
1822 – Ладья Данте. Похвала Жерико. Оба начинали в мастерской Герена
=> сдерживающая художника классицистическая суровость. Интерес к
Рубенсу и Мик-ло => мощная и выразительная пластика форм (и у Жерико).
Драматизм. Жест Данте =предчувствие надвигающейся трагедии! (Бальзак
назвал это «Аустерлицем Делакруа»)
1824 – Резня на Хиосе, Лувр. Живописное решение опирается на Плот
Медузы. М-образная композиция, чтобы подчеркнуть контраст между состоянием
покой левой группы, смирившейся с фатальным исходом событий и бурной
динамикой правой, где близится драматический финал. «Страшный гимн,
созданный во славу рока и неисцелимого страдания» -- Бодлер. «Резня
живописи» - Гро. Новое цветовое решение = протест. Переписал небо и
высветлил колорит (яркость!), увидев работы Констебла, привезенные на
тот же Салон.
1827 – Смерть Сарданапала (Лувр). Для художника – «Ватерлоо».
Только чистые краски. С помощью глубоких цветных теней и вспышек рефлексов
добывается яркости и звучности цвета. Линия – граница слияния двух цветов.
Рисунок и цвет становятся неразделимы (противоположно стремлениям Жерико
подчинить форму жесткому контуру). Отстаивает свободу цвета и самовыражения
в нем.
Влияние Байрона – Гяур и папа, Абидосская невеста, Сарданапал, Марино
фальеро, двое Фоскари. Не иллюстрации, а образы.
Увлечение востоком. (Ср. Восток у Энгра). Жестокость и смерть (у Энгра
– экзотика, внешнее обрамление). (Гяур и паша, Резня на Хиосе, Смерть
Сарданапала = темы жестокости).
Свобода, ведущая народ, 1830. Лувр. Бла-бла-бла
Билеты23-34. Жан Огюст Доминик Энгр
1780-1867
Отец- скульптор и живописец. Начальное образование Э. получил в Тулузской
Академии. Уже тогда получил несколько премий за рисунки. В 17 лет в
Париже он попадает в мастерскую Давида. Там он соприкоснулся с т.н.
представителями «мыслителей» и «сонь». Первые выступали за реформирование
классицизма в духе Греции Фидия, а вторые упивались французским средневековьем.
Испытал влияние обоих течений.Рано добился признания. Через два года
ринят в Школу Изящных искусств. В 1803 ему заказывают портрет первого
консула – Наполеона. Получил Римскую премию в 1801.. Италия.оттуда прислал
в Академию Купающуюся из Вальпенсона; Эдип. Прохладный прием. В Риме
много пишет французских чиновников. В Неаполе выполняет заказы короля
Джоакино Мюрата. Падение Империи→вынужден вернуться в Париж. Большая
Одалиска. Почти провал в Салоне.
Снова едет в Италию. 1824 вернулся – офиц. Признание. На Салоне 1824
года показал Обет Людовика 13. антипод работе Делакруа- Резня на Хиосе.
1825 король Карл 10 наградил его орденом почетного легиона. 1834-1841
Энгр директор Фр. Ак .В РиМЕ..
«рисунок –это совесть искусства»
Много портретов
Автопортрет за мольбертом- крупная монолитная фигура и экспрессивный
пронзительный взгляд.
« в каждом портрете , первое, что надо сделать- это заставить глаза
говорить»-Энгр.
П-т м-ль Ривьер .1805 Лувр. Умерла через некоторое время после написания
портрета. Внимание к аксессуарам
П-т ее родителей- Филипп Ривьер
И п-т Марии Франсуазы Борегар
П-т Наполеона на троне 1806 Лувр.. в императорском облачении. Иконография
Юпитера. Державное величие. Неподвижный напряженный взгляд.
Портрет мадам Девосе 1807
Портрет графа Гурьева- оттенок романтизма; грозовое небо.
П-т скульптора Поля Лемуана
П-т мадам да Сенон 1814 Нант.
Заказ от королевы Неаполя Каролины Мюрат- Б.Одалиска(Лувр) и Спящая(Неаполь)
1832
П-т Бертена Старшего
1839 Одалиска и Рабыня
Золотой век- и Железный век незаконченная роспись в замке Дампьер
1843047
Миф. Картины. Эдип и Сфинкс 1808
Юпитер и Фетида. Обе сделаны в Италии. Ю.и Ф- выразительность, но
вместе с тем произвольность в передаче анатомии. Удлинение пропорций.
Сон Оссиана 1813. некоторая близость романтизму. Прозрачные нимфы,
герои, музы…
Роже и Анжелика 1819
Паоло и Франческа.
Смерть Леонардо Да Винчи 1819
Апофеоз Гомера 1827
Мадонна перед чашей с причастием 1841 ГМИИ.выполнена для Николая 1.
Источник 1856 и
Венера Анадиомена- обе работы – одни из лучших образцов обнаж. тела
у Энгра.
Турецкая баня 1862. заказ от Наполеона 3. изначально прямоугольная.
Обрезали , изменили. Теперь тондо.
Рисунки: портрет мадам Детуш 1816
Портрет Паганини 1819
Автопортрет 1835
Графические портреты Энгра. Использовал свинцовый карандаш.белая или
чуть желтоватая бумага.
Портрет семьи Форестье 1806 Лувр
Портрет семьи Стаматти.1818
Портрет м-м Детуш.
Крайне редко вводил Энгр в свои графические портреты цвет. Искл. Портрет
м-м Энгр 1814. чуть подцвечен акварелью.
Билет25. Скульптура Франции (1830-80-е гг.)
Бурный интерес к пластике, т.к. надо успеть запечатлеть новых властителей,
пока они в очередной раз не поменялись => культ великий людей.
Композиция на фронтоне Пантеона Давида д’Анже – аллегорическое коронование
известных политических и военных деятелей.
Государственные и частные заказы на памятники. Работа скульптора –
механическая обработка материала + много помощников-ремесленников. В
начале века Никола Гатто изобрел пунктирную машину –механизированный
способ перенесения формы глиняной модели или гипсового отлива в камень.
Применяли везде почти без исключений не мастером, а рабочим скульптурной
мастерской. Вытеснили метод свободного высекания из камня (до Родена
и Гильбрандта). Влияние Кановы, Гудона, Торвальдсена.
При АХ – Художественная школа. Там скульптурные мастерские: Картелье
(1807-1830), Бозио (1816-1845), Давида (1824-1842), Рюда (1842-1852),
Прадье (1824-1852), Жуффруа (с 1856). Роль Римского конкурса. Окончательный
этап – подготовка барельефа и небольшой круглой скульптуры в соответствии
с заявленной программой.
В начале 1830х – ужесточение борьбы течений. Не принимают неклассические
работы (Прео, Бари, Муан). Интерес к натуре под влиянием романтической
живописи => опыты реальности смелее и разнообразнее.
Юный неаполитанский рыбак, играющий с черепахой – Рюд
Тигр и гавиал Бари
Лев и змея Барии – его реализм, техническое мастерство – от вместе
с Делакруа работал в Музее естественной истории. Романтическая яркость,
выражение борьбы враждебных сил, мощная динамика форм, напряжение самой
пластической поверхности.
Давид д´Анже – Портреты Паганини и Гете. НЕ страсть, но внутреннее
творческое напряжение доведено до крайности.
Рельефы Рюда для Триумфальной арки. На сюжеты про революцию.
Много мелкой бронзы.
1850 – Ратапуаль, Домье.
Много танцовщик Дега. Остановленное движение.
27 Камиль Коро 1796-1875
В начале 1820х учился у академических пейзажистов Мишалона и Бертена.
Ранние работы (за них разрешили ехать в Италию) отвечали духу и требованиях
официальной школы. Были п-жи, композиции на религиозные и мифологические
сюжеты. Портреты. В Риме – этюды с натуры на Пататине и садах Фарнезе.
Виды утром или в полдень. Главный принцип – не терять первого впечатления
от увиденного. Уловил «оформленность римского пейзажа». Из-за этого
– отчетливость рисунка и композиционная завершенность.
1830е-1840е – признанный мастер и глава пейзажной школы. Всю жизнь
«разрывается» между Италией и тихими уголками Франции.
1833 – Окрестности Фонтенбло. Первый раз этот вид. Потом – часто.
Как и барбизонцев, его влекла романтика одиночества и стремление правдиво
изобразить красоту природы. Видел реальность не в материи и форме, а
в вибрации света. Сближает с Констеблом.
1830-1840е – библейские и мифологические картины. Виды небольших провинциальных
городков и пригородов Парижа. Виды Шартра. Этюды с натуры как материал
для будущих картин => всегда показывал уже законченные работы. На
Салоны отправлял те работы, которые могли угодить их вкусу.
Создатель пейзажа настроения и валерной живописи. С 1850х – другая
манера – погружает предметы в особую среду, как бы обволакивающую их.
Светотень – в ограниченной диапазоне с помощью световой градации тонов
добивается множества оттенков жемчужно-серых, серебристых, перламутрово-голубых
цветов.
Часто пейзажи-воспоминания: Воспоминание о Мортефонтене (Лувр, 1864),
Замок Пьерофн
Воз Сена, ГМИИ
Портреты. Прерванное чтение, 1865-1870, Чикаго
Дама с жемчугом, 1870, Орсе
Дама в голубом, 1874, Орсе. Ощущение просветленной грусти, поэзии
бытия.