Архитектурные стили XVIII века

Изобразительное
искусство блокадного Ленинграда
Тимков Н.Е.
Портреты военных лет
Особая страница этих лет – дети
Многообразную и сложную жизнь блокадного Ленинграда
сильный коллектив художников-плакатистов.
Ландшафтный дизайн
История патио
Закрытые сады Средневековья
Мавританский сад
Факторы, влияющие на выбор места для патио
Составление детального плана будущего патио
Подготовка основания патио
Декоративные идеи
Варианты стилей патио
Туризм
достопримечательности стран Европы
Авиньо
Арль – колоритный городок южного Прованса
Биаррицем русские восхищались всегда
Каркассон — настоящий город средневековья
Лурд (Lourdes). Южные Пиренеи
Кондутомагус — «рынок у слияния рек»
Ним (Nimes). Лангедок
Сен Реми де Прованст (Saint Remy de Provence). Прованс
Архитектурные
стили XVIII века
Дворцовая площадь

 

В ходе рассмотрения вопроса, обозначенного в заглавии работы, необходимо обозначить основные особенности архитектурных стилей, которые использовались при застройке города.

Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В.В.Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота – все это поражало воображение зрителей, вызывая их искренне восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII века. В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих – крепостной архитектор Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе еще в начале XVIII века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияние классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот стиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.Старов, создавший такие крупнейшие постройки, как Таврический дворец в Петербурге (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789), архитертор Д.Кваренги, автор здания Академии наук, Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек.

Усилиями этих и других зодчих в XVIII веке многие русские города (не только Петербург) застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приемы внутреннего и внешнего оформления зданий.

Основные особенности архитектурных ансамблей города

За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города.

Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.

Ансамбль центральных площадей

Три центральных площади Санкт-Петербурга  - Дворцовая, Сенатская  и Исаакиевская - с расположенными на них Зимним дворцом, Главным штабом, Адмиралтейством, Исаакиевским собором и другими зданиями образуют единый пространственный организм на берегу Невы.

Ансамбль центральных площадей сформировался и приобрел свой современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений русских зодчих.

В 1704 году на левом берегу Невы Петр I заложил судостроительную верфь - Адмиралтейский двор. К концу следующего года верфь была защищена со стороны суши укреплениями Адмиралтейской крепости. Обширная эспланада крепости, в пределах которой по правилам фортификационной науки того времени воспрещалось строительство зданий, впоследствии явилась основой для создания трех главных городских площадей.

Постройка первых зданий, определивших северную границу Дворцовой площади, на месте которых позднее был сооружен Зимний дворец, относится к 1710-м годам. Наиболее значительными из них по своим размерам были палаты адмирала Ф. М. Апраксина. Обширный "луг против палат Апраксина" не был застроен. После постройки в 1732-1735 годах на участке третьего Зимнего дворца луг приобрел характер парадной площади.

Западная граница нынешней площади Декабристов наметилась в 1710-х годах, когда началось строительство жилых домов вниз по набережной Невы, от Адмиралтейства к Галерному двору. В 1710 году близ Адмиралтейства была построена деревянная церковь Исаакия Далматского. В 1717 году вместо нее было начато сооружение каменной церкви, затянувшееся на долгие годы. Архитектор С. И. Чевакинский в 1762 году предложил разобрать ее и наметил место для нового церковного здания, где и был впоследствии сооружен ныне существующий Исаакиевский собор.

Идею создания трех площадей в центре города выдвинула "Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга", начавшая свою деятельность в 1762 году. Комиссия сформулировала задачу, поставленную перед градостроителями, - придать Петербургу "такое великолепие, которое соответствовало бы столице столь пространного государства". Основную роль в проектной деятельности комиссии сыграл выдающийся градостроитель А. В. Квасов.

В 1780 году началась застройка участков, ограничивающих площадь с юго-запада. Проектами планировки центральных районов города, разработанными в комиссии, предусматривалась застройка части эспланады Адмиралтейской крепости и ликвидация земляных крепостных валов и бастионов, ограждавших здание Адмиралтейства. Они были срыты в начале XIX века. Большую часть незастроенного пространства эспланады заняли три новые городские площади - Дворцовая, Адмиралтейская и Петровская (позже Сенатская,  Декабристов) с монументом Петра I.

Своими северными фасадами Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенат и Синод обращены в сторону Невы. Ее широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий. Здесь с особенной силой и ясностью раскрывается величие и неповторимое своеобразие архитектурных панорам города.

Наиболее ответственная задача в формировании ансамбля трех площадей выпала на долю А. Д. Захарова, создавшего одно из величайших архитектурных произведений мира - здание Адмиралтейства, служащее как бы соединительным звеном между Дворцовой площадью и площадью Декабристов. Реконструкция Адмиралтейства открыла новый цикл работ по преобразованию центра города, осуществленных в первой половине XIX века.  

Дворцовая площадь Мощная дорическая колонна, вытесанная из гигантского гранитного монолита, с бронзовыми базой, капителью, барельефами на пьедестале и венчающей скульптурой установлена на Дворцовой площади в память победоносного завершения Отечественной войны 1812 года. Проект памятника разработал в 1829 году в нескольких вариантах архитектор О. Монферран. В 1830 году начались работы по рытью котлована и сооружению фундамента.

История искусства, дизайн