Практическое занятие по физике

Электродинамика
Электрический заряд
Электрическое поле в вакууме
Работа электрических сил
Потенциал электростатического поля
Графическое изображение электростатического поля
Практическое занятие по физике
Тепловое излучение
Специальная теория относительности

Законы фотоэффекта

Теория атома водорода по Бору
Волновые свойства микрочастиц
Контрольная работа № 1
Уравнение Шредингера
Квантовая модель атома водорода
Многоэлектронные атомы. Принцип Паули

Квантовая теория свободных электронов в металле

Нерелятивистская квантовая механика
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада.
Изучить экзоэнергетические реакции деления и синтеза.
Лекции и конспекты по физике

Векторы электромагнитного поля

Закон электромагнитной индукции
Теорема Гаусса в дифференциальной форме
Векторные операции в различных системах координат
Силовые линии и эквипотенциальные поверхности
Граничные условия на поверхности раздела двух диэлектриков.
Поле внутри проводящего тела в условиях электростатики
Плоскопараллельное поле
Ёмкость
Поле и ёмкость параллельных несоосных цилиндров
Формулы Максвелла
Ротор (вихрь)
Электрическое поле в проводящей среде
Магнитное поле постоянных токов
Расчет магнитных экранов
Энергия магнитного поля
Переменное электромагнитное поле в неподвижной среде
Плоская волна в проводящей среде
Теорема Умова-Пойнтинга
Поверхностный эффект
Атомная физика
Атомные ядра

РАДИОАКТИВНОСТЬ

ЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ
ФИЗИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ
 

Практическое занятие № 2.

Тема: Специальная теория относительности.

Цель занятия: Вывести преобразования Лоренца, рассмотреть законы релятивистской динамики и их следствия.

Время, отведённое на проведение занятия 2 часа.

Порядок проведения занятия:

повторить теоретический материал;

решить типовые задачи;

решить самостоятельно предложенные задачи.

Основные теоретические положения.

1. Прямые и обратные и обратные преобразования Лоренца:

2. Кинематические и динамические следствия:

;;;;;

;Eкип = E – m0c2

Типовые задачи

1) Оценить массу, теряемую солнцем ежесекундно (используя данные предыдущего занятия)

 DmQ =

2) Вывести зависимость l от v.

;

3) При какой скорости длина тела сокращается l в 2 раза?

; Þ

4) Вывести зависимость t от v.

;

5) Вывести формулу сложения скоростей, направленных одинаково.

 

6) Вывести преобразования Лоренца

Рис. 2.1

Для света с = const, поэтому интервал ds = 0(=dx2 + dy2 + dz2 - c2t2)

c2t2 – x2 – y2 – z2 = (ct’)2 – (x’)2 – (y’)2 – (z’)2

c2t2 – x2 = a2(c2t2 - 2bxct + b2x2) - g2(x2 – 2xvt + v2t2)

x и t независимы, поэтому

  Þ  

  Þ

Þ  g2 = a2; b =

Итог:;y’= y; z’= z;  

Задачи для самостоятельного решения.

1) Доказать что при v << c преобразование Лоренца переходит в преобразование Галилея.

2) Установить связь Eкип и р.

Ek + m0c2 =  Þ p2 =  

3) Доказать, что при v << с Þ  (использовать )

4) Оценить динамическую массу кванта с длиной волны 10-10м

5) Вывести формулу для импульса g - кванта

Þ

6) Какой скоростью обладает протон на ускорителях ИФВЭ (Россия).

Е = 76 ГэВ и Батавии (США) Е = 2×103 ГэВ.

Дополнительно:

1) В 17.10; 17.20; 17.22; 17.23.

2) Проанализировать формулу для релятивистского эффекта Доплера.

3) Привести преобразования электрического и магнитного полей при преобразованиях Лоренца.

; ; ;

;

Теоретические вопросы

1. Сформулировать постулаты Эйнштейна.

2. Почему частица с m0 ¹ 0 не может двигаться быстрее скорости света? Со скоростью равной скорости света?

3. Возможна ли скорость, превышающая скорость света?

4. Доказать, что частица с массой покоя 0 должна иметь скорость равную скорости света.

5. В чем суть парадокса близнецов.

6. Где применяются динамические следствия СТО?

7. В чем заключается эффект Доплера.

Атомное ядро. Закон радиоактивного распада